Педагогические страницы Латышева Дениса

 

 

 

Главная

Материалы

Ссылки

Обо мне

 

ОБРАТНО

Сущность развития демократической направленности педагогики

 ЛАТЫШЕВ Д.В.

 Понятие направленности определяется в современном словаре русского литературного языка как «устремленность, сосредоточенность (мыслей, интересов) [4; ст. 404]. В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой направленность трактуется подобным образом как «целеустремленная сосредоточенность на чем-нибудь мыслей, интересов» [3, с. 389].

Таким образом, под направленностью нами понимается степень сосредоточенности или тяготения векторов движения в определенном направлении, причем, на наш взгляд, стопроцентная направленность является направлением. При этом «движением» в нашем случае является процесс демократизации, как движение к демократической системе. Заметим, что в нашем исследовании предметом является развитие демократической направленности педагогики.

В работе мы опираемся на трактовку понятия развития, данную В.Л. Абушенко [2, с. 562]. При этом мы разделяем точку зрения о том, что развитие не может отождествляться лишь с прогрессом. Таким образом, мы считаем правомерным выделять в процессах развития как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности.

В.В. Краевский рассматривает педагогику не как систему знаний, а как деятельность, реализующую задачу приобщения человеческих существ к участию в жизни общества, при этом она состоит из следующих подсистем:

1) практическая деятельность, работа педагогов-практиков; учителя и воспитатели в непосредственном общении передают учащимся и воспитанникам культурное достояние общества, развивают их способности, содействуют становлению личности;

2) административная деятельность, организующая образовательный процесс; ею заняты руководители и организаторы образования;

3) научно-исследовательская деятельность, осуществляемая работниками научно-образовательных учреждений: научно-исследовательских институтов педагогики и кафедр педагогики вузов; она одновременно является частью той общественной сферы, где производится научное знание, т.е. частью науки как общественного института;

4) передача результатов педагогической науки практике – сфера деятельности учреждений повышения квалификации и дополнительного образования и вообще всех, кто оказывает учителям методическую помощь [1, с. 66−67].

Следовательно, демократическая направленность педагогики представляет собой сложный феномен, сущность которого составляет совокупность педагогических идей, связанных с педагогической деятельностью на основе демократических ценностей.

В нашей работе понятие демократической направленности педагогики определяется нами как целеустремленная сосредоточенность педагогической деятельности на демократических критериях, ценностях, принципах и их реализации в системе образования, что в свою очередь подразумевает совокупность педагогических идей, связанных с обучением и воспитанием демократической личности.

Другими словами, именно под демократической направленностью педагогики мы понимаем ориентированность педагогической теории и практики на использование педагогических методов и средств, целей и задач, основанных на демократических ценностях, с целью воспитания свободно мыслящей, творческой личности, способной быть полноценным политически активным гражданином, готовым строить демократическое общество.

При этом под развитием демократической направленности педагогики мы понимаем количественные и качественные изменения педагогической теории и практики, т.е. развитие педагогики в целом и демократизации как процесса реализации демократии в педагогике. Такой процесс неразрывно связан с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений (См. рис.1).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно вышеизложенному, сделаем следующие выводы. Развитие педагогики может иметь как демократическую, так и недемократическую направленность (т.е. положительное и отрицательное развитие демократической направленности). Реализация определенных ценностей, принципов демократии представляет собой процесс созидания демократической системы, т.е. демократизацию. Демократическая направленность педагогики представляет собой степень сосредоточенности педагогической теории и практики на демократических принципах, критериях и ценностях. Далее мы заключаем, что развитие демократической направленности педагогики образуется вследствие количественных и качественных изменений демократической направленности развития педагогики на конкретном временном отрезке.

Демократическая направленность педагогики − это совокупность приоритетов, обеспечивающих ориентацию педагогической деятельности на демократические критерии, принципы, ценности и их реализацию в системе образования; осуществляемых в практическом, административном, научно-исследовательском видах деятельности с целью воспитания свободно мыслящей, творческой личности, способной быть полноценным политически активным гражданином, готовым строить демократическое общество. При этом демократическая направленность педагогики предполагает интегративное единство социально-педагогических институтов, норм, правил и процедур, которое может быть конкретизировано на социально-идеологическом, институциональном, легитимном, организационном и процессуальном уровнях своего развития.

 Список литературы

  1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 256 с.
  2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: В.М.Скакун, 1998. – 896 с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1994. – 928 с.
  4. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. – Москва–Ленинград: Изд-во Академии наук СССР. – Т. 7. – 1468 ст.

 

 

© Педагогические страницы Латышева Д.В. http://www.stranitsy.narod.ru

С вопросами по данному проекту обращайтесь на t@vistcom.ru

Дата последнего обновления - 1 октября 2006.

Хостинг от uCoz