Педагогические страницы Латышева Дениса

 

 

 

Главная

Материалы

Ссылки

Обо мне

 

ОБРАТНО

 

Демократическая направленность как педагогическое явление

Для определения феномена демократической направленности в педагогике мы будем исходить из классического понимания демократии, согласно которому, само понятие «демократия» (от греческих слов “demos” – “народ” и “kratos” – “власть”) означает определенный принцип управления обществом, при котором каждый его член обладает равной полнотой гражданских прав, и, одновременно с этим единственно этически оправданный тип социального режима.

Общепринятым и наиболее распространенным определением демократичности в современной политологии является следующее утверждение, что  «.. система является демократической в той степени, в какой ее наиболее влиятельные представители, ответственные за процесс принятия решений, отбираются посредством честных, справедливых и регулярных выборов, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, и в какой на деле все взрослое население обладает правом голоса» [4].

В соответствии с этим, можно сказать, что демократические ценности – это духовные ценности, основанные на свободе личности как осознанной необходимости.

Одним из наиболее известных исследователей сущности демократической направленности как педагогического феномена является известный американский ученый Джон Дьюи, который в 1916 г., сформулировал основополагающие принципы подлинно демократического обучения и воспитания. По мысли американского автора всякое демократическое обучение строится на опыте и практике, т.е. «обучение, основанное на практике и имеющее практику своей конечной целью», а также на выработке критического отношения к реальности, то есть способности в процессе конструктивного общения ставить вопросы, развивать, отстаивать и обмениваться идеями.

Именно в этом аспекте демократизм образования является антиподом авторитарным принципам обучения.

Таким образом, для Дж. Дьюи демократическая направленность предполагает именно внутреннее содержание учебно-воспитательного процесса – специфические «демократические» принципы, цели, формы, методы и средства обучения и воспитания, при помощи которых формируется творческая личность, способная свободно, творчески мыслить и действовать.

Несколько иную трактовку демократической направленности образования предлагает современный японский ученый из Хоккайдо профессор Такэда Масанао. Он называет несколько сущностных признаков системы образования демократического типа [2].

Первый – это равенство всех граждан социума в правах на получение образования, независимо от собственного социального, полового, национального, религиозного, расового или иного другого положения.

Второй признак – это отсутствие монополии государства на образование, децентрализация школьной системы, её дифференцированность, преемственность её ступеней, многоканальность финансирования, и многоаспектность финансирования, участие местных властей в управлении образованием; самостоятельность учебных заведений при определении направлений учебной деятельности.

Третий признак – это специфическая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.

Отечественный исследователь М. Х. Мизова определяет следующие формы демократической организации обучения: обучение по выбору, работа в группах, индивидуальное учение. При этом демократическая направленность предполагает так же определенные принципы построения содержания образования: интегрированные проекты, открытые проблемы, и, в том числе и методы обучения: консультирование, дискуссия, практическая работа. При этом основным методом является проектный.

Другой отечественный исследователь Н. С. Дежникова определяет следующие возможные направления демократизации школы [1]:

– переосмысление целей воспитания с позиций более оптимального соотношения в них индивидуального и социального компонентов, исключая абсолютизацию как личностного аспекта целей воспитания, так и социального, ибо в первом случае оно рискует быть оторвано от жизни и формирует не дееспособную личность, а во втором – утрачивает свою опережающую функцию в общественном развитии.

– пересмотр содержания воспитания с учетом присущих в мире глобальных процессов и их влияние на подрастающее поколение, усиление в нем таких аспектов как воспитание в духе мира и взаимопонимания, примат общечеловеческих ценностей над классовыми, признание самоценности личности каждого ребенка, экологическое, гражданское воспитание и др.

– демократизация школьной жизни также предполагает переход от старой бюрократической системы управления народного образования с её многоступенчатостью, тотальным планированием и регламентацией и созданию новой структуры на принципах самоуправляемости.

М.Н. Скаткин определяет демократизацию всей системы народного образования как гуманизацию «…учебно-воспитательного процесса и всей жизни школы в целом, подход к воспитаннику не только как к объекту педагогического воздействия, но и как к активному субъекту педагогической деятельности, новый стиль и тон отношений между педагогом и учащимся на основе доверия, уважения и сотрудничества, индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, организация общественно-политического, производительного труда как эффективного средства воспитания» [3].

В нашем случае дефиниция «демократическая направленность» не имеет определенного политического оттенка – это не политическое устройство, а в первую очередь ценности. При этом подходы вышеназванных авторов расцениваем как приоритетные, в соответствии с чем, мы заключим следующее.

Демократической направленностью педагогики мы назовем совокупность педагогических идей, связанных с обучением и воспитанием на основе демократических ценностей.

При этом необходимо демаркировать определенные смыслы рассматриваемого термина.

Демократическая направленность педагогики – это сложное и многоаспектное явление, предполагающее совокупность институтов, норм, правил и процедур, явление, обладающее интегративным единством, которое может быть конкретизировано на идеологическом, институциональном, легитимном, организационном и процессуальном уровнях своего развития.

Литература:

1.      Дежникова Н. С. Пути демократизации школы//Педагогика, М., 1991 № 12, с.3;

2.      Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире – М.: ВЛАДОС, 2003, С 7.;

3.      Скаткин М. Н. Новаторы рожденные Октябрем//Педагогика, 1990, №.11, с. 137;

4.      Huntington, Samuel P. “The Third Wave” (Norman, Okla: University of Oklahoma Press, 1993), pp. 6–7.

 

© Педагогические страницы Латышева Д.В. http://www.stranitsy.narod.ru

С вопросами по данному проекту обращайтесь на t@vistcom.ru

Дата последнего обновления - 1 октября 2006.

Хостинг от uCoz